?

Log in

No account? Create an account

Конституционный механизм выхода из кризиса власти: будет ли реализован?

"Я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы", - заявил сегодня Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ. На мой взгляд, президент попытался предложить ответ на сложнейшую ситуацию, в которой сейчас оказалось наше общество и наша политическая система, и которая сформирована в значительной мере искусственно.
Президент считает необходимым перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов, ввести упрощенный порядок регистрации партий - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. Также президент предлагает сократить количество подписей избирателей, необходимое для участия в выборах президента РФ, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч."Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Госдуму, считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам", - сказал Медведев.
Легко заметить, что речь идет о реставрации некоторых элементов политической системы, существовавших в допутинский период. Но достаточно ли этого в условиях современного кризиса легитимности власти?
Андрей Зубов в своей статье в "Ведомостях" "Выход из кризиса легитимности" высказывает мнение, что новоизбранная Госдума нелегитимна из-за фальсификации выборов 4 декабря, что может привести к непредсказуемым социальным последствиям. Вместе с тем А.Б.Зубов полагает, что существует конституционный механизм, позволяющий преодолеть кризис:
"Во-первых, единственное законное действие, которое может предпринять новый, «избранный» 4 декабря, состав Госдумы, — это объявить, что фальсификации избирательного процесса не позволяют считать этот состав Думы законным, и самораспуститься, призвав одновременно (не в качестве депутатов, а в качестве группы граждан) президента в соответствии со ст. 84а Конституции назначить новые выборы в Госдуму. В этом случае по ст. 99.4 продолжает действовать Госдума прежнего созыва.
Во-вторых, именно к этой, старой Думе, сместив (ст. 117.2) прежний состав правительства РФ, нынешний президент должен обратиться с предложением кандидатуры нового председателя правительства РФ. Этот человек должен быть уважаемой в мире фигурой, грамотным экономистом, не связанным с российскими силовиками.
В-третьих, президент мог бы предложить Думе внести поправки в федеральный закон о выборах депутатов Госдумы, возвращающие его к состоянию марта 1995 г. Дума также может отменить поправки к закону о политических партиях декабря 2004 г. и более поздние, а также административный регламент Федеральной регистрационной службы 2006 г. в части, касающейся политических партий. Возможно, пересмотр должен претерпеть и сам закон о политических партиях, принятый в первоначальной редакции в 2001 г. Ведь все эти нормы имели целью не расширение, а сужение базы народовластия, что и привело в конечном счете к позору выборов 4 декабря 2011 г. После этого уже по новому законодательству осуществляется подготовка и проведение новых выборов в Госдуму.
В-четвертых, необходимо отложить на несколько месяцев выборы президента РФ, чтобы привести законодательство о выборах президента в соответствие с демократическими критериями. Как и в случае выборов депутатов Госдумы, здесь следует вернуться к более ранней букве закона, которая требовала, в частности, не 2 млн, а 100 000 подписей при регистрации кандидата в президенты РФ. Совершенно очевидно, что изменения в федеральный закон о выборах президента РФ, осуществленные в 2000-е гг., имели своей целью не демократизацию политического процесса, а укрепление авторитаризма, а потому они должны быть отменены. Следует вернуться и к первоначальной версии ст. 81 Конституции, заменив нынешний, шестилетний срок президентства на прежний, четырехлетний. Эти поправки и изменения следует принять уже новой Думе. Новые выборы в Госдуму должны успеть пройти в марте-апреле 2012 г. Тогда нынешний президент Медведев сможет внести в Думу соответствующие законопроекты. Не следует забывать, что полномочия нынешнего президента истекают в мае 2012 г."
Таким образом правовой конституционный механизм выхода из кризиса существует, однако нужна политическая воля и согласие основных политических сил для его применения. Между тем, А.Зубов сообщает о возможных ошибочных шагах власти: "Ныне в Кремле обсуждается вопрос о досрочном уходе г-на Медведева с поста президента РФ и об исполнении его обязанностей в соответствии со ст. 92.3 председателем правительства, т. е. г-ном Путиным. Следует подчеркнуть, что реализация этого плана сразу же и безвыходно ввергает Россию в глубокий политический кризис с непредсказуемыми, но почти наверняка трагическими последствиями". Действительно, такой вариант развития событытия был бы крайне опасен.
Я знаю Андрея Зубова (не лично, а по его работам) как друга Алексея Салмина. Зубов и Салмин являются авторами лучших, на мой взгляд, работ по проблемам российского федерализма. Также оба они авторы глубоких работ о российской правовой традиции.
Я прошу высказаться по данной проблеме всех желающих, так как сохранение мира в стране является нашей главной заботой, и попытки творческой мысли указать возможные пути к этому не должны остаться незамеченными.

Comments

Первый,первый, я - дракон!!



December 2011

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com